-
Ваша корзина пуста!
Ваша корзина пуста!
В Алматы состоялась международная конференция «Антимонопольное регулирование деятельности субъектов рынка: виды, механизмы и эффективность», в ходе которой представители ряда стран делились опытом регулирования рынков и обеспечения конкурентной среды. В частности, речь шла о декартелизации, ценовых сговорах и новых реалиях цифровой среды.
Одним из важных аспектов новой реальности для работы антимонопольных служб стало применение гибких механизмов регулирования конкурентной среды. Так, по словам председателя Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства нацэкономики РК Азамата Майтиева, с января по август текущего года в адрес субъектов рынка и госорганов было направлено более 150 предписаний, уведомлений, предостережений и рекомендаций по признакам нарушения антимонопольного законодательства и устранения нарушений. По его мнению, «применение данных инструментов стало возможно в результате либерализации законодательства о защите конкуренции».
Такие инструменты дают субъекту рынка право самостоятельно и добровольно устранить нарушение антимонопольного законодательства. Ранее антимонопольный орган имел право сразу начинать антимонопольное расследование.
Также он рассказал о создании такого инструмента, как согласительные комиссии: «Это открытое обсуждение результатов расследования перед вынесением решения и наказанием субъекта расследования. Субъект имеет право ознакомиться с результатами расследования, внести свои пояснения. Участие в работе комиссий представителей бизнеса, Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» обеспечивает публичность и прозрачность процесса. В этом году состоялось уже 30 заседаний согласительной комиссии».
Либерализация законодательства, по словам чиновника, — это шаг Казахстана по вступлению в комитет по конкуренции Организации экономического сотрудничества и развития.
Казахстане же, по его словам, используется институт предупреждения и институт compliance (Кодекс деловой этики, бизнес-практики, который позволит создать прецеденты допустимых соглашений, аналогичных допустимым соглашениям в странах Европейского союза — «Къ»). В РФ так же вводятся инструменты предостережений, предупреждений, используется compliance. В ближайших планах антимонопольных служб развитие этих инструментов.
Между тем рассмотрение дел в отношении цифровых гигантов показывает, что надо изменять многие подходы. В частности, речь идет о методологическом аппарате по проведению анализа товарного рынка. К примеру, монетизация дохода таких компаний, как Google, возникает не в рамках обычной купли-продажи, а в сопряженных сферах. Например, основной доход эта компания получает за счет продажи рекламы. То есть, монетизация происходит совершенно в другом месте. Поэтому анализ должен касаться как антимонопольного характера сделок, так и экономической концентрации. Так, недавно в Германии и Австрии были приняты поправки в антимонопольное законодательство по контролю сделок слияний-приобретений. Раньше они контролировались по двум пороговым значениям — размер оборота и размер активов компании, а сейчас добавили еще один параметр — размер сделки. Ранее антимонопольные органы не могли понять ни размеры сделок таких компаний, ни почему одна компания платит за другую десятки миллиардов долларов. Ведь, если посмотреть размеры активов, то они — никакие.
В свою очередь его российский коллега, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Анатолий Голомолзин углубился в тему внешних изменений рыночной среды, которую сегодня, по его словам, формируют цифровые технологии и олигопольные игроки.
«Лидеры мировой экономики — это те самые цифровые гиганты, которые научились работать в новых условиях. Они формируют наши предпочтения и могут влиять на экономическую ситуацию, и, к сожалению, влияют. И, конечно, необходимо повышение ответственности крупных транснациональных компаний в масштабах всего человечества. И антимонопольные органы по отдельности на национальном уровне и в сотрудничестве в разных объединениях должны реагировать на имеющуюся ситуацию адекватно. У нас есть инструменты, которые мы традиционно используем. Это рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства, это предписания, которые мы выдаем по результатам нашего рассмотрения дел. Мы обязаны совершать соответствующие действия, которые направлены на восстановление условий конкуренции. Мы налагаем огромные штрафы, которые исчисляются миллиардами не только рублей, но и долларов. Крупные суммы дисциплинируют компании и заставляют их работать по-другому. Но мир меняется, и мы не можем только применять «дубины» антимонопольного регулирования. Ситуация меняется, и мы обязаны менять свои инструменты», — говорит российский эксперт.
е одна характерная особенность современных рынков — то, что большинство из них являются олигопольными. Несколько игроков определяют ситуацию на национальных рынках, причем это происходит в любой стране мира.
Представитель ФАС РФ пояснил: «Экономисты говорят, что в условиях олигопольных рынков важно, чтобы появилась сдерживающая сила не только со стороны антимонопольных органов, но и со стороны потребителей. Когда мы рассматривали дела нефтяных компаний, мы не только выдали им предписание, но и обязали их организовать биржевую торговлю. Мы сделали так, чтобы не небольшое количество олигопольных игроков имели возможность формировать рынок, а чтобы потребители платили за поставляемый продукт столько, сколько они могут заплатить. Раньше, во времена бензинового кризиса, мы рассматривали сотни дел. Сейчас мы практически не рассматриваем дела по рынкам нефтепродуктов и газа, потому что на регулярной основе происходит организованная торговля. Ежедневно публикуются индикаторы цен на этих рынках. Регистрируются «живые» сделки, и по ним также публикуются индикаторы цен внебиржевого рынка. Мы также регулярно публикуем индикаторы цен сопоставимых зарубежных рынков. Так что у нас три индикатора цен на оптовом рынке. И когда фактическая цена находится в пределах этих индикаторов, ситуация нормальная, и нам нет необходимости беспокоиться и применять меры антимонопольного воздействия».
Оставить комментарий