-
Ваша корзина пуста!
Ваша корзина пуста!
Эффективная политика защиты конкуренции — приоритет №1 для казахстанского правительства
Последние несколько лет власти Казахстана стремятся кардинально изменить механизм управления экономикой: проводят приватизацию и сокращают долю государственного участия, стремятся трансформировать надзорные органы в сервисные по отношению к частному бизнесу структуры. В антимонопольной политике это проявляется наиболее ярко: государство перестало регулировать цены на хлеб и ГСМ, отказалось от списка доминантов, вместе с тем антимонопольное ведомство стало уделять больше внимания расследованиям в отношении участников рынка, прибегающим к антиконкурентным действиям и создающим картели.
В кулуарах международной конференции «Антимонопольное регулирование деятельности субъектов рынка: виды, механизмы и эффективность», организованной в Университете Нархоз Министерством национальной экономики и Ассоциацией развития конкуренции и товарных рынков, Expertonline.kz побеседовал об этом с ректором университета Кшиштофом Рыбиньским. Место проведения конференции было выбрано не случайно: с этого учебного года в Нархозе начинают готовить специалистов в области защиты конкуренции.
— Г-н Рыбиньски, почему тема защиты конкуренции стала интересна университету?
— Деятельность больших компаний, которые зарабатывают огромные деньги на потребителях не по правилам в XXI веке расширяется. Я могу вам дать пример индустрии, где низкие барьеры входа, где ежедневно рождается много маленьких компаний и сильная конкурентная среда, но большие компании становятся все больше и больше и ведут себя неправильно. Знаете какая это индустрия? Интернет. Казалось бы, там не должно быть монополий, но и Google, и Facebook, и Airbnb ведут себя так, что в дальнейшем будут представлять угрозу для потребителей. И это на рынке, где почти нет барьеров входа. Представьте себе, что происходит на других рынках! Поэтому в XXI веке необходимо, чтобы государство занималось антимонопольной деятельностью, и если эта функция будет слабой, пострадают все потребители.
— Для Казахстана все же эта тема наименее актуальна. Больше вопросов вызывает деятельность так называемых естественных монополистов и национальных компаний — мейджоров на их рынках.
— Похожие проблемы есть в каждой стране. Две-три компании создают среду, где цены выше, чем были бы, если на рынке действовало бы 5,10, 50 фирм. Но не забывайте, что глобальные компании уже приходят в Казахстан — взять хотя бы Uber, который здесь уже хорошо представлен. И из-за сервисов вроде Uber во многих странах мира таксисты потеряли свою работу. Из-за Airbnb сети гостиниц стали банкротами. Проблема антимонопольной тематики не только в том, что государство создало одну или две крупные компании, а гораздо шире.
В этом году 38 тысяч выпускников казахстанских школ решили уехать учиться в Россию. В этом секторе мы наблюдаем очень интенсивную и эффективную политику РФ, и эта политика представляет угрозу для Казахстана
— Локальная проблема еще и в том, что госкомпании пользуются поддержкой государства и искажают рынок не только своим положением, но и деятельностью.
— Нужно создавать условия, чтобы в каждом секторе появлялись стартапы, а это возможно, только когда нет значительных барьеров входа на рынок. Но если они сохраняются в законах и процедурах и созданы такие условия, что только большие компании появляются, тогда конкуренции нет, и страдает потребитель.
— Насколько высока конкуренция на казахстанском рынке, если сравнивать его с теми, что вам знакомы?
— К сожалению, уровень конкуренции в Казахстане невысок. Это видно по рейтингам, которые готовят международные организации — Казахстан, как правило, занимает там места в районе пятидесятого. А если говорить о рейтингах, демонстрирующих развитие инноваций — еще более низкие места. Это показывает, что среда, в том числе и законодательная, не позволяет правильно развивать конкуренцию. Поэтому нужны такие мероприятия, как сегодняшнее в Нархозе, нужны комитеты и группы, которые в ежедневном режиме будут заниматься этими вопросами и снимать барьеры. Тем самым помогать молодым компаниям расти быстрее, создавать более конкурентную среды. В перспективе невысокий уровень конкуренции на казахстанских рынках может стать большой угрозой для страны, помешать достижению долгосрочных стратегических целей.
— Для нас очень важный момент — выстраивание отношений с партнерами по ЕАЭС. Если говорить об этой зоне — антимонопольной — как вам кажется, какие уровни взаимодействия здесь есть? На что нам надо обратить внимание?
— В ЕАЭС есть один очень большой игрок и несколько других — поменьше. Нужно учитывать опыт расширения Евросоюза, где наряду с такими крупными странами, как Германия и Франция, появились страны поменьше — Польша, Чехия, Словакия, Румыния и другие. Западноевропейские компании продвигали через законодателей такие условия, которые были выгодны им, но не польским и чешским. Сначала мы этого даже не знали, ведь были новенькими и не умели играть в эти игры. В результате наша промышленность рухнула. Но через два-три года мы тоже научились играть. Казахстану это тоже важно учитывать: не всегда совместно утвержденные законы одинаково влияют на большого игрока и на маленьких.
— Какие конкретные примеры, касающиеся ЕАЭС, вы могли бы привести?
— Там где я считаю себя экспертом — в сфере образования — хорошо заметен тренд: российские вузы при поддержке своего государства предоставляют стипендии и такие условия молодым казахстанцам, что они решают уехать в Россию. Это утечка мозгов. В этом году 38 тысяч выпускников казахстанских школ решили уехать учиться в Россию. В этом секторе мы наблюдаем очень интенсивную и эффективную политику РФ, и эта политика представляет угрозу для Казахстана. А причиной наших проблем тоже являются законы, госрегулирование, Например, ЕНТ, которое останавливает многих от поступления в казахстанский вуз. Нужно внимательно присмотреться к тому, что делает Россия, чтобы не терять в год 40 тысяч человек.
13 сентября 2017 г. в 16:41 Сергей Домнин фото: Руслан Пряников
Оставить комментарий